Гимнастика, направленная на развитие органов речи, называется артикуляционной. Такая гимнастика помогает укрепить речевые мышцы и подготавливает базу для чистого звукопроизношения.
Артикуляционная гимнастика – совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений, участвующих в речевом процессе органов.
Главными целями артикуляционной гимнастики являются:
- выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата;
- объединение простых движений в сложные для правильного произношения звуков.
Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает. Взрослые, не задумываются, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними). Для них артикуляция - автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь. Для достижения результата необходимы систематические упражнения и сопровождение специалиста.
Артикуляционная гимнастика может быть полезна для :
- детей с нарушениями звукопроизношения и плохой дикцией;
- детей с задержками в развитии(речевом и/или умственном);
- детей с ДЦП;
- детей с синдромом Дауна.