Адаптивное физическое воспитание детей, имеющих значимые отклонения в развитии, включает в себя мероприятия, направленные на поддержание и сохранение здоровья. Люди с ограниченными возможностями нуждаются в адаптации, психологическом преодолении барьеров в освоении среды и подготовке к жизни в обществе.
Методы и средства адаптивного физического воспитания существенно отличаются от спортивных занятий со здоровыми ребятами. Естественно, что люди с нарушениями психического или физического развития требуют к себе особого отношения педагога, четкого понимания специфики их обучения. Несмотря на то, что дети имеют отклонение в какой-либо сфере (умственная отсталость, нарушение слуха или зрения, ДЦП и пр.), им предстоит стать полноценными членами общества. Адаптивный спорт в системе физического воспитания помогает эффективно влиться в социум, научиться в нем ориентироваться без страха, понимать свои возможности и уметь преодолевать трудности, которые, несомненно, возникнут.
Цели и задачи адаптивного физического воспитания
Развитие адаптивной физической культуры и спорта направлено на социализацию людей с ограниченными возможностями, максимальное включение их в общественную деятельность. Проблема интеграции таких детей в социум стоит остро не только в России, но и во всем мире.
Система адаптивного физического воспитания преследует следующие цели:
- Развитие внутренней потребности заниматься спортом, привитие любви к физкультуре.
- Сохранение и укрепление здоровья.
- Обучение способности самостоятельно трудиться.
- Совершенствование основных психических процессов, интеллектуальное и речевое развитие.
- Адаптация в обществе.
- Развитие личности.
Адаптивное физическое развитие и воспитание должны выполнять главные задачи:
- Обучение навыкам гигиены и самообслуживания.
- Повышение уровня психической и физической устойчивости.
- Формирование привычки к здоровому образу жизни.
- Расширение границ физических возможностей ребенка, преодоление себя.
- Обучение основным навыкам безопасности.
- Осознание своих возможностей по сравнению с обычными детьми.
- Компенсация утраченных способностей за счет функций других органов.
- Формирование значимых личностных и эмоционально-волевых качеств.